О государственно-частном партнёрстве

Инновационное развитие мировой экономики предполагает использование новых механизмов финансирования, которые позволили бы привлечь дополнительный капитал для реализации инфраструктурных, социальных проектов, научно-исследовательских конструкторских работ и проектов в различных сферах промышленности и общественных услуг.

Государственно-частное партнерство – институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом, целью которого является создание конечной продукции и производственной цепочки по созданию добавленной стоимости.

Во многих странах мира государственно-частное партнерство является базовым инструментом привлечения внебюджетных средств. Партнерство осуществляется на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций.

В международных рамках государственно-частное партнерство основывается на Декла- рации тысячелетия ООН, принятой в 2000 году, и на Монтерейском консенсусе от 2002 года.

Суть механизма в представлении МВФ, ЕЭК ООН, ОЭСР и Евросоюза заключается в осуществлении публичных инфраструктурных мероприятий, направленных на устойчивое развитие, путем проектного финансирования и проектной реализации с использованием частных инвестиций и на условиях перенесения рисков из публичного сектора в частный.

Каждое государство адаптирует государственно-частное партнерство в соответствии со своим социальным и экономическим задачам.

Например, при сохранении в большинстве случаев права собственности на объект инвестиций за государством оно, как правило, гарантирует осуществление платежей за строительство на условиях заключенных контрактов (форфейтинг), разделяя тем самым риск незавершения проекта с частным партнером и позволяя тому привлекать более дешевые кредиты.

Так, экономическая эффективность проекта, осуществленного с государственно-частным партнерством, изменяется в зависимости от его размера. Например, в странах Европы проекты с инвестиционными затратами до 10 млн евро позволяют экономить в среднем 12 %, с затратами от 10 до 25 млн евро – около 14,4 %. Реализуя проекты стоимостью более 25 млн евро, можно сэкономить в среднем 13,5 %, а больше 50 млн евро – 16,7%. Это говорит о наличии эффекта от масштаба.

Помимо экономических преимуществ, проекты государственно-частного партнерства дают и другие, например: заблаговременная реализация проектов при сохранении сравнительно высокого качества создаваемых объектов, повышение функциональности или использование инновационных конструкций.

Отсутствие, отработанных в Европе, механизмов защиты частных инвестиций, в России может привести к нежелательным рискам частного сектора.

По оценкам экспертов, текущее состояние российского рынка государственно-частного партнерства обладает большим потенциалом и может рассматриваться как перспективное, в связи с чем необходимо принимать выверенные и своевременные решения, основываясь на опыте зарубежных стран. В настоящее время в России осуществляется серьезная целенаправленная работа по развитию механизма государственно-частного партнерства и совершенствованию законодательного регулирования возникающих отношений собственности, разделения рисков и ответственности.

Высоким результатам предшествует определение целей, которых хотят добиться государство и частный бизнес, используя тот или иной финансовый инструмент. Поэтому важно правильно разработать стратегию государственно-частного партнерства, учитывая особенности экономической конъюнктуры страны и конкретного региона.

Контроль ситуации – основа эффективного управления